Нарушения речевого развития могут быть обусловлены рядом различных причин. От нарушений строения артикуляционного аппарата, до функциональной незрелости мозговых структур, отвечающих за разные компоненты нервно-психического развития ребенка.
Сформированность фонематических процессов. Фонематический слух это не слух в обычном понимании, это скорее процесс анализа, различение речевых звуков по смыслоразличительным признакам. В русском языке это звонкость-глухость, твердость-мягкость, ударность-безударность (дом-том, лук-люк, зАмок-замОк) Меняется признак – меняется смысл слова. Если эти процессы не сформированы, ребенок не контролирует качество речи, в дальнейшем это приводит к нарушениям чтения и письма.
Сформированность речевого дыхания. Люди разговаривают на выдохе, и правильнор сформированный речевое дыхание, сила выдоха может предупредить возникновение таких нарушений речи, как заикание, или нарушение темпа речи.
Слоговую структуру слова. Довольно часто дети либо не проговаривают слово полностью, (сипед вместо велосипед, скаодка вместо сковородка) или переставляют слоги местами (дрова – двора, самолет – масалет). На уровне овладения речью, на этапе словотворчества это естественный процесс, но если этот процесс закрепляется и систематизируется, это говорит снижении концентрации внимания, о не сформированности произвольного контроля.
Лексико-грамматический строй речи. Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. Прекрасная книга Корнея Чуковского «от 2 до 5» знакомит читателей с этапами становления речи, овладения этой функцией ребенком.
Нарушения речевого развития могут быть обусловлены рядом различных причин. От нарушений строения артикуляционного аппарата, до функциональной незрелости мозговых структур, отвечающих за разные компоненты нервно-психического развития ребенка. Поэтому, наблюдая за ребенком в его обычной активности, родителям следует обратить внимание и обратиться к логопеду, если:
- Ребёнок ограничен в общении со взрослыми.
- Ребёнок раннего возраста отстаёт в речевом развитии по непонятным причинам.
- Родители ребёнка (или один родитель) поздно заговорили, имели в детстве (или имеют) дефекты речи, т.е. имеет место выраженный наследственный фактор.
- Ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.
- Ребенок в 2 года не говорит, использует только лепетные слова.
- Ребенок в 2,5 произносит отдельные слова, нет фразы.
- Речь ребенка в 3 года неразборчива и малопонятна для окружающих.
- Ребенок пользуется упрощенными словами, меняет слоги в слогах.
- У ребенка неправильное произношение многих звуков, отчего речь неразборчива.
- Ребенок не умеет «связно рассказывать» о событиях своей жизни, у него маленький словарный запас.
- Не усвоены грамматические нормы языка. Ребенок неправильно согласует слова, или нарушена слоговая структура (переставляет или выпускает слоги).
- Ребенок испытывает трудности в обучении чтению.
- Ребенок при письме допускает много «глупых» ошибок (пропуски, замены, недописывание букв, слогов и даже слов!), хотя правила знает.
- У ребенка проблемы с чтением: читает медленно, с ошибками, часто придумывает конец слова или предложения.
Специалист-логопед проведет диагностику речи, при необходимости составит план коррекционных мероприятий или назначит курс логопедических занятий, включающих в себя работу по развитию психологической базы речи, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж (по показаниям) и работу по формированию фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся в структуре игровой или продуктивной (рисование, аппликация) деятельности.